Теги статей
интересно (2), ночная жизнь (1), проституция (1), Таиланд (4), третий пол (1), буддизм (4), массаж (1), религия (2), тайцы (7), традиции (1), Кухня (2), менталитет (3), обычаи (6), законы Тайланда (7), праздники (2), храмы (1), виза (3), таможня (2), Азия (1), улыбка (1), бюджет (4), отдых (5), доступ в интернет (1), цены (2), правила поведения (1), туристы (2), планирование отдыха (1), страховка (1), выбор отеля (2), пляж (4), проживание (2), Пхукет (7), авиабилеты (1), перелёт (1), ехать дикарём (1), путевка (1), климат (3), когда ехать (2), погода (3), сезон дождей (2), Симиланы (2), экскурсии (8), пляж Найхарн (1), пляж Патонг (1), пхукет (3), развлечения (2), рестораны (1), бич-клаб (1), модно (1), весело (1), праздник (2), Сонгран (1), тайский новый год (1), история любви (1), про любовь (1), романтика (1), таиланд (2), важное (1), информация (2), миграционная карта (1), отдых в Таиланде (1), памятка (1), важно (1), дети (1), отдых с детьми (1), пляжи (1), вегетарианский фестиваль (1)
Популярное
СПА оазисСПА оазис
Вечерние
Перейти в раздел
Инстаграм

История Пхукета


Современный и европеизированный Пхукет манит туристов сочетанием экзотическое красоты и развитой комфортной инфраструктуры. Но кроме отдыха на великолепных пляжах гости острова могут изучить культурное наследие и невероятную историю этой маленькой провинции.

Необычным является даже то, что Пхукет – единственный остров в Таиланде, который не имеет приставку «Ко» (тайск. «остров») в своем названии на географических картах. Так как по геологическим характеристикам Пхукет является частью материка, который отделился из-за эрозийных сил природы. При путешествии с острова на «большую землю» по мосту пересекаешь залив Пак Пра, в ширину который всего лишь 600 метров.

Население 

Развитой и суетный Пхукет сегодня кардинально отличается от Пхукет в древности - много веков назад был заращен непроходимыми джунглями и практически необитаем. Согласно археологическим находкам из меди, бронзы, олова, доисторические люди были на этой земле уже в неолитическую эпоху, но крупные стоянки все же располагались в соседних провинциях Пхан Нга и Краби.

Позже густые джунгли острова полюбили малочисленные племена семангов (другие названия: нгок, оранг асли, моник). Этот бродячий народ занимался, в основном, охотой и рыболовством, живя в шалашах из пальмовых листьев. Долгое время Пхукет был для них родиной, полной тепла и еды, но постепенно этих «людей леса» стали вытеснять другой кочевой народ – Чао Ле (другие варианты: Чуо Ле, Чао Нам, мокены). Сейчас немногочисленные поселения семангов можно найти в горных районах соседнего государства – Малайзии.


Потомки Чао Ле в настоящее время известны как «морские цыгане». Потому что в прошлом этот народ не имел своей территории, а жил, передвигаясь на самодельных лодках от бухты к бухте по морю, которое давало им жизнь. Проводя всю жизнь на воде, они не строили дома, не возделывали земли, а занимались рыбалкой и собирали фрукты. Выбрав ресурсы одного места, отправлялись на поиски другого. В прошлом такой способ жизни не наносил особый вред экосистеме и позволял природе восстановиться. Чао Ле не принадлежали не одному государству, говорили на малораспространенном языке, дорожили своим миром и свободой. Найти их предков практически невозможно. Ореол их передвижения простирается от Мьянмы до Индонезии.


На берегах Пхукета и ближайших островов провинции Пхан Нга обосновались некоторые семьи «морских цыган». Кроме славы искусных моряков и рыболовов, Чао Ле заработали себе еще и имя жестоких и вероломных пиратов. Во II–III вв. н.э. остров Пхукет уже был обозначен на географических картах, однако, под другими именами: Маникрам (Хрустальная гора), Хай Ленг (Морской Дракон), ДжангЦейлон (по сравнению с островом Цейлон, но только заросший джунглями). 

Развитие торговли

Остров стал перевалочным пунктом для многих торговых судов, шедших с Запада (Индия, Шри-Ланка) на Восток, чаще всего в Китай. В сезон высоких волн и дождей спокойные воды восточного побережья Пхукета и мелких островов залива Пхан Нга становились идеальным местом для того, чтоб переждать шторма. Вот тут-то и поджидали усталые, потрепанные ветром корабли «морские цыгане». Так что часто товар не доходил до пункта назначения, а матросам приходилось оставаться на берегу Пхукета на долгое время, пока не починят судно после схватки с мужчинами Чао Ле.

Судя по количеству найденных на Пхукете религиозных предметов индуизма: статуй, рисунков и пр., - индийские мореплаватели организовали поселения еще во II-III вв. н.э. В музее Таланг можно увидеть древнюю 13-метровую статую бога Вишну, найденную в соседней провинции Пхан Нга.

С развитием торговли на остров Пхукет стало прибывать все больше и больше поселенцев: выходцы из Южной Индии, тайцы из материковой части Сиама, малайцы из соседней страны с юга. Каждый народ нес сюда свои религию, культуру, обычаи. Так на острове зарождалось смешанное, но мирное общество. Даже вечнокочующие «морские цыгане» решили не покидать это райское место, полное природных богатств. Несколько семей Чао Ле построили дома и превратились в оседлых жителей. Правда, расстаться с морем окончательно они не смогли, поэтому все их дома были возведены прямо на воде. Даже сейчас на Пхукете и соседних островах можно посмотреть на удивительные сооружения цыган: на высоких крепких балках прямо в воде стоят жилые дома, государственные учреждения и мечеть.

Оловянный бум 

В XV веке на остров прибыли и европейцы. Их манили найденные здесь залежи олова. Пхукет всегда был богат этим металлом. Еще в древние времена олово становилось материалом для многих поделок. Как гласят исторические источники, металла было так много, что можно было в прямом смысле собирать голыми руками: проливные тропические дожди смывали верхний слой почвы, обнажая оловянные залежи. В те времена на мировых рынках олово приравнивалось к драгоценными металлу, поэтому многие европейские державы узнав о пхукетском богатстве, пытались получить право на его добычу и вывоз. 

Португальцы первыми получили концессию на организацию оловянной базы в 1583 году, но в 1626 году она перешла к голландцам. Добыча олова тормозилась из-за нехватки рабочей силы. Жившие в то время на Пхукете народы не обладали должным уровнем квалификации, а, главное, желанием работать на оловянных рудниках. Так же развитию промышленности, а тем самым, и обогащению и развитию острова, мешали соседи – бирманские войска.

Войны

Многие столетия, бирманцы нападали на Таиланд, а если говорить точнее, досиамские государства, которые впоследствии и стали нынешним Королевством. Привлеченные плодородными земля центрального региона, дававшими богатейшие урожаи риса, а также религиозными святынями буддийской веры, бирманские войска постоянно отправлялись на тайские земли. В XVIII в на месте современного Таиланда существовало богатое и мощное государство Аютия (Аюттая, Аюттхая), войны которого выдерживали атаки воинственных соседей. Но в 1767 году бирманцы взяли столицу штурмом, а затем сожгли ее, уничтожив при этом храмы и статуи Будды. Однако недолго правили бирманцы на тайской земле, генерал Таксин собрал новое войско и после непродолжительной битвы прогнал захватчиков.

Озлобленные поражением бирманцы предприняли попытку захватить менее мощные маленькие районы, расположенные на юге. 

Чан и Мук

В 1785 году капитан Френсис Лайт, поданный Британского королевства, проплывая мимо Пхукета, сообщил местным властям о флотилии Бирмы, приближающейся к берегам острова. 

На тот момент Пхукет был легкой добычей для захватчиков – практически все боеспособные мужчины находились в материковой части страны. Кроме того, губернатор острова незадолго до этого погиб в бою, а новую власть король еще не назначил. 

Управляла островом на тот момент вдова губернатора Чан (Джан). Когда донеслись вести о предстоящем бирманском нападении, остров защищать было некому, тогда Чан с помощью своей сестры Мук вдова придумали военную хитрость: женщинам обрили головы и надели мужскую одежду, чтобы издали их нельзя было отличить от мужчин. Оружия, находившегося на острове, всем не хватило, поэтому некоторые женщины свернули пальмовые листья в трубки, которые напоминали длинные стволы мушкетов. Каково же было удивление бирманцев, подплывших к северным берегам Пхукета, когда на беззащитном, согласно данным их разведки, острове, их встретила многотысячная, вооруженная армия. Оптические приборы того времени не позволяли точно рассмотреть воинов, поэтому женщины с бутафорским оружием действительно напугали захватчиков.

Некоторые бирманцы вышли на берег и разбили небольшой лагерь. Сестры Чан и Мук проработали невероятную стратегию, запугивая чужаков. Выстраивали немногичесленных тайских мужчин в первые ряды войск, тем самым создавалось впечатление, что вся армия состоит из сильных воинов. Постоянная разведка позволяла следить за передвижением бирманцев и обманывать их в количестве войска. Робкие атаки бирманцев были отбиты пхукетскими жителями, Спустя месяц, не добившись победы, чужие корабли покинули Пхукет.

Когда король Рама I узнал о таком героическом поступке пхукетских женщин, то даровал сестрам дворянские титулы: Чан стала носить имя Тхао Тхеп Кассатри, а Мук – Тхао Си Сунтхон. 

День, когда бирманцы убрались восвояси, стал главным историческим праздником на острове. Каждый год 13 марта проходят торжества, посвященные храбрым сестрам. В 60-е годы в центре острова, на одной из дорожных развязок был возведен монумент героиням Чан и Мук, проезжая мимо которого тайцы в знак почтения склоняют головы и поднимают сложенные ладошки в жесте «вай».

Спустя 24 года бирманцы вновь пришли завоевывать Пхукет. К сожалению, захватчиком удалось сломить тайскую армию и захватить остров. Как и в Аютии, чужаки не жалели никого и ничего, уничтожали все на своем пути, сравняли с землей прошлую столицу – Таланг, находившуюся в северной части острова. Многие жители бежали на материк, в соседние провинции. Однако в 1824 году британцы захватили Бирму и, с целью формирования дипломатических отношений с Таиландом, вывели бирманцев с Пхукета. Вернувшись на родную землю, жители по указу короля Рамы III построили новую столицу. Только выбрали более защищенное и экономически выгодное (ближе к морскому порту) место – юго-восточная часть Пхукета.

Экономическая стабильность

После многих лет войны началась мирная, но активная в экономическом плане жизнь. 

За островом закрепилось официальное название Букет (по одной из версий, от малайского «гора»), которое и появилась на географических картах. Именно на этот период и пришелся «оловянный бум» - добыча этого металла приобрела колоссальные размеры. Из олово чеканили монеты, выплавляли кровельные материалы, изготавливали инструменты и станки. 

В 1810 году англичанин Питер Дюран запатентовал невероятное изобретение - консервную банку. Первые образцы изготавливались из белой жести, которую покрывали тонким словом олова. Поэтому когда в 1813 году в Англии началось массовое производства консервов, европейским странам понадобился «пхукетский» металл в еще большем количестве. На остров в огромном количестве приезжали со всех стран мира: португальцы, голландцы, французы, малайцы, и китайцы. 

Массовая миграция китайцев

Выходцы из южных провинций Поднебесной, узнав о нехватке рабочей силы, отправлялись на Пхукет в поисках заработков. Началась этакая «массовая миграция китайцев» на этот остров. В основном, приезжали бедные мужчины, без жен и детей, которые не могли найти работу на родине, и готовые взять за любой труд, даже низкооплачиваемый. 

В результате, на Пхукете оказалось столько китайской рабочей силы, что они практически захватили оловодобычу, вытеснив европейцев с этого рынка. Китайцы смогли усовершенствовать добычу и переплавку металла, организовать прибыльные предприятия, наладить торговые связи. 

В начале XX века Эдвард Томас Майлз, австралиец привез на Пхукет драгер – устройство для добычи олова с морского дна. В память о его изобретении, а также об оловянном прошлом на восточном побережье города Пхукет установлен памятник в виде огромной драги, подобной тем, которыми срезали верхний слой почвы при добыче металла.

Оловодобыча стала главным толчком к невероятно быстрому развитию острова, спустя короткий срок Пхукет стал вторым, после Бангкока, городом страны по уровню богатства.

Особая заслуга в этом, конечно, китайцев. Благодаря деловым качествам и предпринимательской хватке, многие из них, прибывшие практически нищими, разбогатели и стали «оловянными баронами». Сформировавшаяся китайская диаспора оказывала влияние на все стороны жизни острова: политику, религию, социальные аспекты. 

Вместе с китайцами пришли их боги, их праздники, их моральные и семейные ценности. Наследием китайской культуры является и ежегодный Вегетарианский фестиваль китайских буддистов. Каждой осенью, с 1825 года, на протяжении девяти дней китайцы соблюдают пост, носят белые одежды и приносят подношения в храмы. По улицам острова проходят массовые шествия, когда несут статуэтки императорских богов, непрерывно взрывают петарды, а воины этих богов наносят себе раны в знак поклонения.

Даже архитектура домов первых районов города Пхукет связана с китайскими оловянными баронами. Основные пути переработанного олова направлялись в Пенанг (Малайзия) и Сингапур. Эти колониальные в то время страны жили по европейскому укладу, а живущее там коренное население изучала европейские языки, манеры, искусство. 

Пхукет - таун: старый город

Торговавшие оловом китайцы быстро перехватили эти новшества, «европеизировались» и принесли их на свою второю родины – Пхукет. Так что не удивляйтесь, что в сердце Юго-Восточной Азии узкие улочки старого Пхукета невыносимо напоминают маленькую Италию, Португалию, Венецию. 

Присмотритесь к элементам фасадов: витражные окна, колонны, лепнина, - все присущее Европе. Но зайдя внутрь такого дома, чувствуется присутствие Азии. Практичная планировка на китайский манер: дома стоят настолько плотно друг к другу, что стена одного является стеной и соседнего, комнаты вытянуты от лицевого фасада, внутри для вентиляции и охлаждения воздуха обязательно наличие открытого дворика. 


Особый практицизм таких домов в совмещение жилых и торгово-ремесленных помещений. На первом этаже находился магазин или мастерская, на втором-третьем жили члены семьи-владельцы бизнеса. До сих пор такие здания называют «шоп-хаус» (магазин-дом).

Даже вдалеке от родины китайцы строили свои жилища с соблюдением правил «фэн-шуя», чтобы негативная энергия уходила, а оставалась только положительная, двигающаяся, дающая жильцам энергию и благосостояние. Некоторые исследователи утверждают, что вся планировка старого города Пхукета соответствует традициям этой древней науки об окружающем пространстве.

Такое смещение стилей назвали сино-португальским. Сино означает «китайский», а португальский – в честь того, что первыми европейцами на пхукетской земле были моряки из этой страны.

Новый виток. Пхукет - самостоятельная административная единица

Каучук

Еще один виток развития Пхукета ознаменовался в годы правления губернатора Прая Рачаданупрадита. В 1903 году он пришел к власти и, словно предчувствуя скорое падение рынка олова, стал развивать на острове другие отрасли: выращивание креветок, ловля рыбы. Но самым прибыльным стал проект по добыче натурального каучука из сока бразильской гевеи. Это дерево замечательно прижилось сначала на острове, а потом в соседних провинциях, обеспечив постоянным заработком множество семей. Подробнее про каучук можно почитать тут 

В 1916 году остров становится отдельной административной единицей – провинцией Пхукет. В благодарность за деяния для развития Пхукета губернатору Рачаданупрадиту возведен памятник на самом высоком холме городо – Као Ранг.

Во второй половине XX века индустриальное развитие Пхукета очень замедляется, способствует этому множество факторов: Вторая мировая война, японская оккупация, истощение рудников олова. В 1985 году на оловянных рынка происходит крах, цены на металл падают ровно в два раза. Но это спасает Пхукет от другой катастрофы – экологической. К 80-м годам прошлого века остров и прибрежные морские районы практически уничтожили во время добычи олова. Природе необходимо было восстанавливаться.

Новая история - туризм

Современную историю Пхукета можно назвать туристической. 

Этот период начался примерно в 70-х годах двадцатого столетия. Американские солдаты, занимавшие военные базы на материке, узнали об этом райском острове. Постепенно все больше гостей стали прибывать на Пхукет не ради заработка и в поисках лучшей жизни, а для отдыха, расслабления и поиска спокойствия. 


В 1967 году был построен мост Сарасин, который облегчил связь с «большой землей». Чуть позже был открыт международный аэропорт, который до сих пор принимает самолеты из сотни стран мира. В тоже время началось строительство отелей. Пхукет открыл для себя новый доход – туризм. Белоснежные пляжи с мягким песком, комфортный климат с редкими дождями и постоянной температурой, прозрачное море без опасных рыб и животных почти полсотни лет манят гостей со всех уголков нашей планеты. С каждым годом туристов становится все больше и больше, а это, значит, что Пхукет – это действительно удивительный остров с уникальной историей побед и поражений, успеха и потерь, войны и мира.


Поделиться:

Комментарии (1)

reiz11 18.01.2014, 08:20 #71
Спасибо огромное, за такой замечательный исторический рассказ! Читала с удовольствием, так как в принципе, вообще уважаю любую историю. Многое в этом рассказе, поменяло моё представление о Пхукете. Я почувствовала его глубже и как бы изнутри. Теперь мне еще в два раза больше хочется сюда приехать и увидеть, и почувствовать его самой. Спасибо, ещё раз. С уважением, Наталия
Ответить
Оставить комментарий
Прикреплённые экскурсии

Избранное

Мои заявки

Календарь туриста

Оставить запрос